Как строятся индивидуальные образовательные маршруты
Дополнительное образование — это не способ занять чем-то учащихся вне основной образовательной программы, а прекрасный инструмент для получения новых профессиональных компетенций. Как поставить дополнительное образование на службу собственным целям, каждое образовательное учреждение решает само. В колледже архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26 педагоги придерживаются мнения, что секрет прост. Необходимо предоставить студенту свободу выбора, но при этом помочь ему составить собственный образовательный маршрут.
Действие и инициатива
У студентов московского колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26 богатый выбор. Количество образовательных проектов, конкурсов, выездов и мероприятий, которые проходят в рамках системы дополнительного образования в течение учебного года, исчисляется десятками. Сюда входят и внутриколледжные события, и проекты городского, национального, даже международного масштаба. Такой широкий ассортимент внеклассных мероприятий не случаен: для 26-го КАДРа индивидуальные образовательные маршруты обучающихся являются неотъемлемой частью учебной программы, за которую не стыдно. А индивидуальная траектория представляет собой не что иное, как возможность выбора из большого количества вариантов, разве нет?
Тем более что педагоги колледжа используют деятельностный подход по отношению к студентам. Они придерживаются правила, что на практике учащийся не только и не столько закрепляет полученные теоретические знания, но также получает материал для размышления, на основе которого понимает, чего хочет на самом деле. То есть сначала студентов вовлекают в некое действие (как правило, связанное с определенным испытанием), в котором ребятам предоставляется свобода в принятии решений. В итоге своих действий они получают результат или продукт (возможно, впервые в жизни), а педагог — материал для дальнейшего обсуждения со своими подопечными.
И при таком подходе не столь важно, был ли полученный опыт позитивным или негативным. В определенном смысле отрицательный результат может быть даже полезнее для дальнейшего образовательного процесса, ведь он дает хороший пример для анализа и ученического опыта. А студент может по собственным действиям увидеть свои сильные и слабые стороны, понять личные ценности и интересы, осознать пробелы в собственных знаниях.
Давайте рассмотрим на примерах. Мероприятия, которые создают возможность реализации деятельностного подхода, могут быть как профессионально ориентированными, так и общеразвивающими, ориентированными на командообразование или ценностное воспитание. Традиционно в сентябре для первокурсников 26-го КАДРа (колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26) проводится туристический слет. Это большое мероприятие, можно сказать, первое столь масштабное событие для студентов, только поступивших в колледж.Проходит оно обычно в выходные дни в одном из московских лесопарков.
В течение целого дня первокурсники обучаются различным туристическим навыкам, соревнуются в скорости, ловкости и сплоченности, проходят разные полосы препятствий, раскрывают что-то новое в себе и коллективе, с которым предстоит обучаться в ближайшие годы. А педагогический состав получает богатый материал для размышления, а также возможность выстроить контакт со своими подопечными в нестандартных условиях, увидеть студентов в разных проявлениях, отобрать наиболее активных ребят по интересам.
Турслет проходит в 26-м КАДРе уже много лет, но впервые в этом году он был полностью организован силами студентов старших курсов колледжа. А именно участников туристического клуба «26 КАДР». Между прочим, сформировался последний из наиболее активных участников туристических слетов прошлых лет.
— Это был своего рода эксперимент для нас — доверить такой важный для колледжа проект студентам, — говорит директор колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26 Константин Афонин. — Для ребят из клуба этот самостоятельный проект стал возможен благодаря их участию в ежегодном для колледжа фестивале проектных разработок, участником которого может стать каждый студент или команда студентов.
Фестиваль проектных разработок — еще одно значимое событие в жизни колледжа. Самые активные студенты, впервые проявившие себя на турслете или в других направлениях дополнительного образования, могут выступить на фестивале с идеей собственного проекта. Эксперты из числа собственных и приглашенных специалистов, многие из которых действующие предприниматели Москвы, помогают участникам отшлифовать их идеи до блеска и дают уникальные знания, как в будущем реализовывать проекты собственными силами. Ну и, конечно, наиболее интересные предложения получают поддержку колледжа и ресурсы для реализации. Причем победителями могут стать проекты по изменению чего-либо внутри колледжа или же вне его стен.
— 26-й КАДР — колледж, который создает среду обитания горожан, — поясняет Константин Афонин. — Многие проекты наших студентов направлены на изменение облика Москвы.
Больший упор делается на то, чтобы дополнительное образование развивало профессиональные компетенции студентов. Неудивительно, что на фестивале проектных разработок архитектурного колледжа появляются такие проекты, как создание арт-объектов в городских парках или изменение дизайн-облика московских типовых школ простыми и незатратными методами.
Последний в последствии разросся до таких масштабов, которых мало кто ожидал. Инициатива студентов вылилась в полноценный работающий проект «EduDesign: школа, в которой хочется быть!». Организаторы предлагают простые и интересные интерьерные решения для столичных школ и детских садов, разработанные студентами колледжа, которые не требуют больших финансовых вложений, но позволяют полностью преобразить внутренний облик образовательного учреждения. Эти проекты отвечают требованиям законодательства и учитывают такие ограничения, как квалификация подрядчиков и их сотрудников и необходимость взаимодействовать с порталом поставщиков.
На информационном портале edudesign.ru уже собраны 18 продуманных и высокопрофессиональных дизайн-макетов косметического ремонта для основных типовых проектов московских школ (таких, как МЮ, У-92, У-77, 65-426/1, У-76 и У-76). Все проекты яркие, современные и соответствуют мировым стандартам работы с интерьерами, но при этом учитывают индивидуальные конструкторские решения зданий. В 2016-2017 учебном году ремонты произведены в 13 школах, в том числе в четырех школьных помещениях, отведенных для дошкольных групп. К тому же проекты настолько понятны и универсальны, что ими воспользовалась даже городская поликлиника №150. Все эти работы лично курировали участники проекта «EduDesign…», и теперь можно утверждать, что их опыт подкреплен серьезной практикой в реальных условиях.
BIM и WS
В текущем учебном году студенты и педагогический коллектив колледжа вступили в новый перспективный проект по созданию информационных моделей зданий с использованием BIM-технологий. Информационное моделирование зданий (Building Information Modeling) — это больше, чем просто новая компьютерная технология в архитектурной отрасли. Это новый уровень в таких фундаментальных сферах труда, как строительство и проектирование. В основе BIM лежит трехмерная информационная модель, которая создается до строительства здания и продолжает быть полезной уже после его возведения в течение многих лет эксплуатации. Это технология, которая отслеживает все, что происходит в инфраструктуре здания, а также налаживает коммуникацию между инвестором, заказчиком, проектировщиком, подрядчиком и эксплуатирующей организацией.
Партнерами 26-го КАДРа в этом проекте выступают компании Autodesk, Sodis Lab, линейка продуктов Lement Pro и Академия новых технологий. Этот масштабный проект требует вовлеченности большого количества специалистов 17 различных строительных профессий, обучение которым производится в 26-м КАДРе. Летом 2017 года некоторые студенты колледжа уже приняли участие в образовательных модулях по обучению данной технологии. С июня по август юные архитекторы в рамках факультатива конструировали BIM-модели по техническому заданию, взаимодействуя при этом с реальными заказчиками. Студентам приходилось брать настоящие исходные данные (планы зданий из БТИ), анализировать их, оцифровывать, разрабатывать архитектурные решения и защищать итоговый проект.
— Для меня участие в программе — это не только углубление в профессию, но и настоящий тренинг по работе в команде, — говорит Екатерина Иванова, студентка 2-го курса по специальности «архитектура». — Я освоила базовый уровень работы с BIM и научилась работать с программами AutoCAD и Revit на уровне уверенного пользователя. Теперь в ближайших планах изучить их на профессиональном уровне и опробовать на более масштабном проекте.
Проект по созданию моделей BIM проходит в тесном сотрудничестве с городским проектом «Школа новых технологий». Это совместный проект Департамента образования и Департамента информационных технологий города Москвы, созданный с целью поддержки инновационных преобразований в сфере столичного образования. 26-й КАДР участвует и во многих других проектах ШНТ, таких как «Московская электронная школа», национальные и международные конкурсы различной направленности.
В 2017 году студенты колледжа стали победителями и призерами V Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в Краснодаре. Дмитрий Шемонаев занял первое место в направлении «Столярное дело», Тимофей Дармограй привез серебряную медаль по камнетесному делу, а специальная медаль досталась Денису Харитонову за успехи в электромонтажных работах.
Со школьной скамьи
Успехи при участии в WorldSkills Russia обусловлены отличной технической подготовкой студентов колледжа. Материальная база и компетенция педагогов позволяют не первый год проводить на базе учебного заведения подготовку московских школьников к чемпионату JuniorSkills по пяти компетенциям. И уже есть результаты и свои победители.
Школьники вообще частые гости колледжа. Для них проводятся уроки технологии, организованы кружки технического творчества по проектированию и моделированию элементов среды. Многие занятия проводят победители таких громких чемпионатов, как WorldSkills Russia, Abilympics Russia и конкурса «Московские мастера». На базе колледжа учащиеся школ участвуют в программе «Профессиональное обучение без границ», уже в этом году около 200 обучающихся получат свидетельство о профессии.
Итого в рамках всех перечисленных программ школьники могут задолго до поступления освоить разные навыки более чем по 40 профессиям, среди которых даже такие редкие и престижные, как «реставрация изделий из дерева», «ландшафтный дизайн», «художник-граффитист», «робототехник», «исполнитель художественно-оформительских работ». И если в прошлом году колледж сотрудничал с двумя школами, то в этом году их уже одиннадцать, и более 30 школ сотрудничают с 26-м КАДРом по работе кружков технического творчества по проектированию и моделированию элементов среды.
В рамках работы со школьниками с 2013 года развивается проект «Профессиональная среда». Его инициатором в свое время выступил 26-й КАДР, а теперь в нем участвуют подавляющее большинство колледжей Москвы. Данный проект позволяет наиболее креативным и полезным для школьников образом ознакомиться с разными образовательными учреждениями и представленными в них профессиями. Секрет успеха в том, что будущих абитуриентов знакомят со всем спектром существующих и востребованных на рынке труда рабочих специальностей. Это не одно, не два, а целая серия мероприятий, созданная для глубокого погружения школьников в каждое направление профессиональной деятельности. Это и выездные ознакомительные мероприятия в школах, и специализированные ток-шоу, где в ходе дискуссии с успешными представителями разных профессий ребята учатся делать осознанный выбор. А также сюда включены мероприятия на площадках колледжей, различные активности в каникулярный период и онлайн-деятельность профориентационного портала profsreda.com.
Еще немного о ДО
Конечно, в одну статью непросто вместить информацию обо всех образовательных инициативах, которые получили развитие в колледже архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26.
— Хотелось бы отметить, что наши ребята являются участниками (в части разработки, организации и проведения) проекта «Информационная грамотность», который призван противодействовать воздействию идеологии терроризма и экстремизма, — говорит преподаватель специальных дисциплин колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26 Оксана Левшина.
В 2017 году колледж начал обучение по 5 новым направлениям, входящим в Топ-50 профессий и специальностей, а значит, новые проекты и идеи в дополнительном образовании не заставят себя долго ждать.
— Могу смело сказать, что наш колледж создает будущую среду обитания горожан! — уверена Оксана Левшина. — Мне как преподавателю ландшафтного дизайна интересно не только учить ребят профессии, но и помогать им находить свое место в жизни. С 1-го курса наши студенты учатся задавать вопросы, ставить перед собой цели, искать нестандартные решения. Такой подход помогает ребятам в полной мере раскрыть свой потенциал.
Анна КОЗЛОВА, педагог дополнительного образования 26-го КАДРа для издания «Учительская газета»